В каких случаях контроль рабочего времени необходим и как используют данные

1 часть_Мониторинг удалённых сотрудников.png

Эта публикация открывает цикл статей на тему «Мониторинг удалённых сотрудников. Что контролировать и как использовать данные?».

Сегодня расскажем, кому и в каких случаях необходим контроль рабочего времени сотрудников.

Часть 1. В каких случаях контроль рабочего времени необходим и как используют данные


Концепция удалённой работы, разработанная Джеком Ниллесом ещё в 1972 году получила свое второе рождение в период коронавирусной пандемии. Сегодня многие работодатели поддерживают эту идею.  У такой работы есть свои плюсы и минусы. Например, не надо тратиться на аренду офисов. Поэтому количество удалёнщиков растёт неукоснительно. Удалёнка предполагает самостоятельность. Работник сам решает, как организовать рабочее время, улучшить свои результаты. Однако, не каждый работник отличается самодисциплиной и исполнительностью.

Задача контроля и учета рабочего времени удалёнщиков в нашей компании родилась под действием двух факторов внешнего (потребностей) и внутреннего (возможностей). Как-то на презентации комплекса САКУРА у одного из заказчиков присутствовали кроме ИТ-шников и ИБ-шников представители кадровой службы, которым предстоял очередной этап внедрения систем автоматизации, который и задал вопрос(потребности): «Ну, если этот комплекс такой крутой, не может ли он параллельно еще и контролировать сколько времени удалёнщик действительно работает, а сколько имитирует «бурную деятельность»?» Наши разработчики подумали-подумали, проанализировали отчеты мониторинга и воскликнули (возможности): «Может! И весьма эффективно!»

Конечно, в первую очередь, вопрос контроля и учета рабочего времени касается бухгалтеров и кадровых работников. Не будем забывать о праве и обязанности работодателя вести учёт времени, фактически отработанного каждым работником, в том числе и на удалёнке[1], причем Роструд на портале Онлайнинспекция.рф разъяснил, что конкретный способ учета работодатель выбирает самостоятельно. Однако, как уже говорилось, жизнь течёт, ситуации возникают разные. А в когда работник выполняет свои трудовые функции вне офиса, работодателю сложно контролировать выполнение ими трудовых обязанностей и выявлять нарушения трудовой дисциплины. Поэтому часто возникают споры, при рассмотрении которых судам приходится решать вопросы, связанные с установлением факта прогула, направления отчёта о проделанной работе, направления и получения документов как работником, так и работодателем, ознакомления с локальными нормативными актами работодателя, вопросы использования технических средств связи для выполнения работы или взаимодействия с работодателем. Причём судам не всегда бывает просто установить истину и вынести справедливое решение. Здесь требуется сбор и фиксация определенной доказательной базы, позволяющей правильно выполнить все процедуры вынесения взыскания работнику в соответствии с Трудовым  кодексом.

Новые поправки к Трудовому кодексу обязывают работодателя обеспечивать дистанционного работника необходимыми для выполнения им трудовой функции оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами[2]. Правда, работник вправе использовать для этих целей, свой личный компьютер, но в этом случае работодатель обязан выплачивать работнику компенсацию[3], то есть фактически работодатель берёт компьютер работника в аренду. Следовательно, он является активом работодателя. А работник обязан бережно относиться к имуществу работодателя[4].

Если же работник отклонился от выполнения своих трудовых обязанностей, потратил рабочее время на личные вопросы, использовал ресурс работодателя в этих самых личных целях, то такие действия вряд ли можно считать бережным отношением к имуществу работодателя.

Контроль за работой удалённого работника прежде всего будет полезен в следующих случаях:

- разрешение трудовых споров[5], связанных с прогулами, опозданиями, нарушением трудового распорядка (на практике появились случаи, когда работника при отсутствии на рабочем месте, работающего дистанционно по согласованию с работодателем, увольняли за прогул);

- расчёта компенсаций удалённому работнику за использование (амортизацию) личного компьютера, программного обеспечения, электричества, Интернета;

- расчёта возмещения удалённым работником за порчу имущества (программного обеспечения, компьютера), принадлежащего работодателю или использования данного имущества не по назначения;

- расчёта заработной платы за фактически отработанное суммарное время.

Кроме того, такой учёт будет полезен и руководителям подразделений и проектов при определении размера участия того или иного работника в реализации поставленных задач (гриды, премии), планирования дальнейшей деятельности. Ну, и конечно же, этот будет полезно топ-менеджерам при оценке суммарной задействованности подразделения в общем производственном процессе (время активности за компьютером и в конкретных приложениях, управление KPI).


[1] ТК РФ Статья 91. Понятие рабочего времени. Нормальная продолжительность рабочего времени

[2] ТК РФ Статья 312.6. Особенности организации труда дистанционных работников

[3] ТК РФ Статья 312.6. Особенности организации труда дистанционных работников

[4] ТК РФ Статья 21. Основные права и обязанности работника

[5] Трудовые споры – неурегулированные разногласия между субъектами трудового права по поводу применения законодательства о труде, договоров о труде, либо установлении новых или изменении существующих условий труда, разрешаемые в порядке, установленном законом.


Автор,
советник Генерального директора
по вопросам информационной безопасности
С.В.Вихорев

В следующей статье цикла расскажем о возможностях нашего комплекса мониторинга рабочих мест для защиты интересов компании на примере случаев из судебной практики.


Репост

Свяжитесь с нами

119435 г. Москва, ул. Малая Пироговская, 16
Контакты
Нажимая на кнопку "Связаться с нами", вы даете согласие на обработку персональных данных. Подробнее об обработке данных читайте в Политике
Связаться с нами

Заполните форму ниже и наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время

Удобное время для звонка
  • 10:00 - 12:00
  • 12:00 - 14:00
  • 14:00 - 16:00
  • 16:00 - 18:00
  • 18:00 - 19:00
Время московское
Отвечаем с понедельника по пятницу
Нажимая на кнопку "Связаться с нами", вы даете согласие на обработку персональных данных. Подробнее об обработке данных читайте в Политике