В мире, где данные уже давно стали валютой, а
масштабные кибератаки – повседневной реальностью, комплаенс перестал быть формальностью. Владимир Русин, руководитель отдела внедрения и поддержки компании «ИТ-Экспертиза», рассказывает, почему сейчас комплаенс – это жизненно-необходимая стратегия для устойчивого развития бизнеса; чем рискуют компании, игнорирующие современные вызовы и как концепция «нулевого доверия» стала неотъемлемой частью защиты данных.
Что такое комплаенс и зачем он нужен?
Комплаенс (от англ. compliance) – это соответствие деятельности организации действующему законодательству, внутренним политикам, этическим стандартам и общепринятым нормам поведения. Простыми словами, комплаенс помогает бизнесу «играть по правилам», минимизируя риски компании и укрепляя доверие со стороны клиентов и партнеров.
Естественно, комплаенс не ограничивается законодательным аспектом и включает в себя множество направлений. Например, финансовый комплаенс для обеспечения прозрачности операций, включая борьбу с отмыванием денег и финансированием криптомошенников. Экологический – для соблюдения природоохранных норм. антикоррупционный – для предотвращения взяточничества и конфликта интересов. А информационный комплаенс обеспечивает кибербезопасность – именно этим и занимается ПК ИБ САКУРА.
Практика показывает: если относиться к комплаенсу формально, «для галочки» –последствия могут быть катастрофическими. Потому как комплаенс – это задачи упреждения проблем, а не действия по их запоздалому решению и затыканию дыр. Давайте посмотрим, к чему на практике может привести несоблюдение требований регулятора и игнорирование комплаенса.
Во-первых, финансовые потери: штрафы, конфискация имущества, убытки из-за мошенничества или утечек персональных данных. К слову, в отношении последних с мая 2025 года в очередной раз ужесточили административную ответственность. Теперь повторные нарушения могут ощутимо ударить по карману предпринимателя, так как оборотные штрафы за утечку персональных данных выросли до 500 тысяч рублей.
Во-вторых, юридические риски, несущие судебные разбирательства, блокировку счетов, а также уголовную ответственность для руководителей.
В-третьих, репутационный урон, который может не только повредить имиджу компании, но и привести к реальным потерям клиентов и партнеров. А негативная огласка в СМИ способна ощутимо ударить по HR-бренду, из-за чего компания рискует потерять интерес потенциальных сотрудников. Как ни крути, репутация имеет решающее значение, особенно в условиях «кадрового голода».
В-четвертых, потеря инвестиций: сейчас инвесторы все чаще оценивают зрелость компании и серьезность подхода к организации комплаенса перед финансовыми вливаниями, так как никто не хочет оказаться замешанным в «грязной» истории.
Zero Trust: никому не доверяй
Прежняя модель безопасности «доверяй, но проверяй» безнадежно устарела. На смену ей пришла концепция «нулевого доверия» (Zero Trust). Это подход, при котором проверяется каждый запрос на доступ к чувствительной информации: на параметры идентификации, состояние устройства, местоположение и другие факторы. Мы с коллегами по цеху неоднократно поднимаем тему концепции Zero Trust и организации ZTNA для обеспечения сохранности критической информации и предотвращения несанкционированных действий с ней. С подборкой подобных материалов можно ознакомиться на нашем канале, посвященном вопросам информационной безопасности
В числе прочего, популяризации Zero Trust способствовала пандемия и резкий переход на удаленный формат работы. Компаниям потребовались надежные решения для контроля дистанционных подключений, гарантирующие защиту данных при работе сотрудников из дома, коворкинга и других внешних (незащищенных) локаций. Именно в этих условиях концепция «нулевого доверия» со строгими проверками каждого запроса доступа показала свою максимальную эффективность.
По данным исследования компании «Информзащита», интерес к внедрению модели Zero Trust в первом квартале 2025 года вырос на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А увеличение целевых фишинговых атак вкупе с необходимостью импортозамещения средств кибербезопасности побудил российские компании переходить на отечественные ZTNA-решения.
Так, например, Сбер, столкнувшись с угрозами извне и зависимостью от иностранного ПО, запустил проект внедрения отечественной системы предоставления защищенного удаленного доступа для внутреннего пользования. Реализовать такой проект удалось за счет совместного применения Remote Access VPN-системы компании «Амикон» и нашего программного комплекса информационной безопасности САКУРА.
Игра вдолгую
Важно понимать, комплаенс – это не разовая акция, а постоянный процесс, включающий в себя аудит рисков, обучение сотрудников, мониторинг изменений в законодательстве, внедрение технологий, например, защиту данных с помощью двухфакторной аутентификации и многое другое. Однако игра стоит свеч, так как предпринятые усилия не только помогают избежать штрафов и репутационных потерь, но и приносят компании ощутимые плюсы.
Некоторые преимущества внедрения системы комплаенса:
- Оптимизация бизнес-процессов. Наличие четких регламентов и автоматизация процессов – например, контроля доступа, мониторинга транзакций, – уменьшают человеческие ошибки и снижают операционные издержки
- Укрепление репутации. Компании, которые соблюдают законы и этические нормы, выигрывают в долгосрочной перспективе, повышая не только доверие клиентов, но и инвестиционную привлекательность
- Повышение лояльности сотрудников. Компании, где сформирована культура комплаенса, имеют больше шансов привлекать и удерживать талантливых специалистов, которые ценят системный подход и профессионализм
- Предотвращение юридических рисков и штрафов. Соблюдение законов и нормативных актов гарантирует, что компания работает в рамках правового поля и избегает нарушений, которые могут привести к серьезным штрафам, санкциям, судебным разбирательствам и даже уголовной ответственности
- Защита от регуляторных проверок. Наличие эффективной системы комплаенса снижает вероятность негативных результатов проверок со стороны государственных органов (например, антимонопольной службы, налоговой инспекции, Роспотребнадзора)
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать: внедрение комплаенс-системы – это не расходы, а инвестиции. Есть мнение, что в современном мире выживает не самый крупный или технологичный, а самый ответственный бизнес. И комплаенс – ваш надежный щит и меч в этой борьбе.
Если вы хотите проконсультироваться по комплаенсу в области кибербезопасности или обсудить проект внедрения ПК ИБ САКУРА в инфраструктуру вашей компании, напишите на почту info@it-expertise.ru, и мы обязательно с вами свяжемся.
Материалы по теме:
— «Кто? Где? Когда?» в сфере информационной безопасности: отвечает команда знатоков
— Доверяй, но проверяй: как предотвратить утечку корпоративных данных
— Разбираем главное: эксперты отвечают на вопросы о САКУРА 3
Самое актуальное и интересное – у нас в telegram-канале!