Перестроение ИТ-рынка сегодня идет семимильными шагами: то, на что раньше уходили десятилетия, сейчас занимает считанные годы, если не месяцы. Генерируются новые идеи, появляются разные стартапы; не успеешь оглянуться, как они укрупняются, объединяются и превращаются в продукты для массового рынка.
В этом много плюсов, но есть и минусы. Из-за ускорения этих процессов мы стали «терять» по дороге какие-то привычные нам инструменты и ориентиры. Если раньше для оценки продукта или компании мы могли обратиться к квадрантам Гартнера или рейтингам аналитических агентств, то в современных реалиях отечественная аналитика не успевает за развитием рынка и появлением новых решений, а то и вовсе отсутствует.
Текущий объем инвестиций, вызовов, требований и задач, которые «вливаются» сейчас в ИТ, а также желание множества компаний выйти на новые площадки, только подстегивает эту экспоненту и порождают еще больше продуктов.
Возьмем, к примеру, СУБД. Еще пару-тройку лет назад в качестве доступного аналога MS SQL Server был PostgreSQL и рынку этого хватало. А сейчас у нас уже целый пул новых отечественных СУБД: Postgres Pro, Tantor, Pangolin, Jatoba и на подходе есть другие.
При этом жизненный цикл продуктов еще не успел пройти все стадии, чтобы можно было понять, чем продукты отличаются друг от друга, как работают и какие проблемы могут возникнуть на разных этапах использования. То есть, нет полной сравнительной аналитики, хотя такая потребность уже сформировалась. Крайне мало информации и о применении этого ПО «в полях».
В какой-то момент наши заказчики стали все чаще задавать вопросы: «Какую СУБД вы порекомендуете?» или «Если мы выберем эту СУБД, могут ли возникнуть какие-то проблемы?». И мы начали проводить для них сравнительные тесты, выполняя нагрузочные тестирования и оценивая параллельно 3-4 СУБД.
В процессе выяснилось, что результаты тестирования интересны не только заказчикам, но и вендорам, так как каждый из них хочет понять, где продукт не достигает тех или иных результатов и с какими задачами не справляется, чтобы его модифицировать и стать объективно лучше.
Проводя такие сравнительные тесты и давая независимые оценки, мы невольно занялись бенчмаркингом. Однако, существующие договоры и NDA, по понятным причинам, не позволяли делиться результатами этих тестов с другими участниками рынка, несмотря на колоссальную пользу такой информации для всей индустрии.
На заре импортозамещения многие корпорации и ассоциации заказывали сравнение продуктов по определенным чек-листам. В основном оценивалась функциональность продуктов и порой было сложно сравнивать решения, которые обладали разными сильными сторонами и возможностями. Как в классике: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича…».
Пришло осознание, что не хватает какого-то единого независимого аналитического центра, который мог бы проводить различные исследования по группам продуктов и открыто предоставлять результаты. Кажется, это бы очень упростило жизнь всем игрокам этого рынка.
Минцифры недавно опубликовало « Белую Книгу», в которой в формате презентации рассматриваются рост рынка и крупнейшие игроки. Документ содержит конкретные данные, которые, не будучи секретными, однако трудно найти в других местах.
Такой же подход к предоставлению независимой информации применительно к озвученным потребностям может использовать и профильная ассоциация. Например, если мы понимаем, что ряд заказчиков заинтересован в каком-нибудь исследовании по СУБД или системам виртуализации, то разумно единожды провести большой сравнительный тест и поделиться результатами со всеми участниками ассоциации. А позже – регулярно обновлять эту аналитику. С той частотой, с которой актуальность будет сохраняться на приемлемом для рынка уровне.
Мне кажется, это хорошая бизнес-идея, из которой со временем может вырасти концепция отечественных аналитических агентств и системы рейтинга компаний и продуктов. Подобные идеи высказывают и другие участники рынка, а потому вполне вероятно, что уже в обозримом будущем мы сможем достигнуть практических результатов, с которыми я с вами обязательно поделюсь.
Самое актуальное и интересное - у нас в telegram-канале!